16+

16+

вторник, 4 марта 2014 г.

Уважаемые читатели! Сектор литературы на иностранных языках представляет очередной обзор  книг, подаренных посольством Франции. Мы представим вам книги из разделов "Социология, политология", "Культурология", "Антропология", "Религия, религиоведение", "Психоанализ, психология", "Семиотика".

Социология, политология:
Болтански, Л., Тевено, Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 584 с.
Книга Люка Болтански и Лорана Тевенонаиболее значительное произведение французской социологии последнего тридцатилетия (периода, последовавшего после появления основных работ Пьера Бурдье). В ней предложена теория общества, лёгшая в основу так называемого «прагматического поворота» или «возвращения субъекта» во французских социальных науках 1990-х годов. Эта книга направлена также против «школы подозрения»общепринятой после Маркса, Ницше, Фрейда видеть в рациональных аргументов субъектов социальной жизни не более чем отражение скрытых пружин их поведения. Поэтому главное внимание в книге уделено не социальным структурам или идеологиям, но анализу конкретных ситуаций споров и конфликтов в повседневной жизни и прежде всегоаргументов, которые их участники выдвигают для обоснования справедливости их притязаний.
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М.: Академический проект, 2011. — 396 с. — (Психологические технологии)
Книга выдающегося современного психолога Франции, автора теории социальных представлений Сержа Московичи посвящена подробному анализу и разработке психологических теорий толпы Г. Лебона, Г.Тарда, З.Фрейда и др. Социальный феномен масс, растворение в них индивида, поведение вождя массосновные положения психологии толпС.Московичи умело иллюстрирует примерами взаимоотношения толпы и её лидера: Цезаря, Робеспьера, Наполеона, Ленина, Муссолини, Сталина, Гитлера, Мао, Тито, Де Голля и др.
Для студентов, историков, социологов, работников СМИ, преподавателей и студентов соответствующих специальностей.


Культурология:
Серто Мишель де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 330 с. — (Серия «Прагматический поворот»; вып.5).
Мишель де Серто (1925-1986)французский историк, антрополог и социальный философ. Его книга посвящена обыденной жизни, всему тому, чем живёт обычный человек, вынужденный подчиняться правилам и действовать в соответствии с навязанными схемами, человек, который обозначается автором как «пользователь» или «потребитель». Совмещая разные исследовательские перспективы, Мишель де Серто создаёт оригинальную концепцию повседневности, где «пользователи» ведут постоянную борьбу, сопротивляясь господствующему порядку, пытаясь освоиться в навязанном пространстве, превратить его в своё. Описывая их тактики и уловки, Серто легко переходит от диких племён, сопротивляющихся колонизаторам, к структурированию городского пространства, от чтения книгк путешествию в вагоне поезда, от механизмов веры к функционированию политических режимов.
Всего автором совместно с единомышленниками и учениками планировалось написать четыре книги под общим названием «Изобретение повседневности», однако свет увидели только первые две. Вышедшая более тридцати лет назадпервая в предполагаемой сериикнига Мишеля де Серто не утратила своей актуальности и сегодня будет интересна политологам, социологам, антропологам, а также всем тем, кто интересуется современной философской мыслью.
Барт, Ролан. Camera lucida. Комментарий к фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2011. — 272 с.: фот.
«Camera lucida. Комментарий к фотографии» (1980) Ролана Бартаодно из первых фундаментальных исследований природы фотографии и одновременно оммаж покойной матери автора. Интерес к случайно попавшей в руки фотографии 1870 г. вызвал у Барта желание узнать, благодаря какому существенному признаку фотография выделяется из всей совокупности изображений. Задавшись вопросом классификации, систематизации фотографий, философ выстраивает собственную феноменологию, вводя понятия Studium и Punctum. Studium обозначает культурную, языковую и политическую интерпретацию фотографии, Punctumсугубо личный эмоциональный смысл, позволяющий установить прямую связь с фотоизображением.
Барт, Ролан. Ролан Барт о Ролане Барте. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. — 224 с.: фот.
Одна из поздних работ французского философа и критика, впервые изданная в 1975 году, представляет из себя довольно необычный жанровый эксперимент. Это смесь дневника, черновика романа и критического разбора собственной жизни. В иронической авторецензии Барт писал: «Хотя «Р.Б.» и написан отстранённо-тускло (без блеска), но всё же авторские идеи представлены здесь в сыром виде; ещё немного, и та или другая из них, пожалуй, стала бы «авангардной» идеей, но этот последний шаг не сделан… Творчество, местом которого является эта книга, сосредоточено не в отдельных высказываниях, даже не в письме, а главным образом в том скрытом акте, посредством которого Барт «воображает себе» ту или иную идею, заключает её в кавычки, а потом снимает их: такое выдёргивание из кавычек, разумеется ведёт к всевозможным недоразумениям, и прежде всего к тому, что оно (намеренно или нет?) вообще проходит незамеченным».
Роже Кайуа. В глубь фантастического. Отражённые камни. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. — 280 с.
Роже Кайуа (1913-1978)блестящий эрудит и виртуозный эссеист. Предметом его внимания в данной книге является таинственноебудь то загадочные порождения творческой фантазии художников или странные, волнующие воображение творения природы. Непознанноене значит непознаваемое, убеждён Роже Кайуа. С его точки зрения, удивление перед тайной лишь стимулирует пытливый ум исследователя, вызывает стремление «расшифровать» смысл неразгаданных явлений, найти ключ неведомого кода. Читателю предстоит с увлечением следить за развитием аналитической мысли, вдохновляемой открытиями творческой интуиции писателя.

Антропология:
Дескола, Ф. По ту сторону природы и культуры.  — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — 584 с. (Серия «Интеллектуальная история»)
Можно ли мыслить мир, не отличая культуру от природы? До сих пор антропология в определении своего объекта исходит из представлений о культурном разнообразии, погружённом в природную универсальность, хотя сама эта оппозиция отсутствует во многих культурах, подлежащих антропологическому описанию. Филипп Дескола формулирует новый подход к классификации сходств и различий между человеком и его окружающей средой. Данное исследование предлагает радикальный пересмотр как основ гуманитарного знания, так и сфер его приложения. Филипп Дескола (род. в 1949 г.)антрополог, старший научный сотрудник Высшей школы социальных исследований, с 2000 г. возглавляет кафедру антропологии природы в Коллеж де Франс и там же с 2010 г. лабораторию социальной антропологии (LAS).
Лаваль, К. Человек экономический. Эссе о происхождении неолиберализма.  — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 432 с.
Неолиберализм шагает по миру триумфальным маршем и представляется единственно возможной нормой существования человека и материальных благ. Тем не менее он является всего лишь вершиной айсберга всеобъемлющей антропологической концепции, выработанной на Западе в течение многих веков. Эта концепция предполагает, что социальный мир управляется предпочтениями, которые каждый человек согласует только с самим собой, со своим личным интересом, побуждающим его поддерживать отношения с другими людьми. Представление о человеке как о «счётной машине» выходит далёко за рамки узкой сферы экономики и ложится в основу законченной и последовательной концепции человека заинтересованного, стремящейся подчинить себе все, вплоть до форм нашего мышления, языка и физического воспитания тела.




Религия, религиоведение:
Бытие. Ветхий Завет. Иллюстрации Р. Крамба. М.: Карьера Пресс, 2012. — 216 с.
Роберт Крамб один из известнейших художников современности, его работы выставляются в крупнейших музеях мира.
Эта уникальная работа кардинально отличается от всех прежних попыток проиллюстрировать Книгу Бытия. Роберт Крамб «в меру своих возможностей честно воспроизвёл каждое слово в оригинальном тексте». Он не упрощал, не пересказывал и не «модернизировал» священный текст. В русском издании использован Синодальный перевод.
Жорж Корм. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна — М.: Институт Общегуманитарных исследований. — 288 стр.
Жорж Кормфилософ, экономист, автор многих замечательных книг, посвящённых истории Западной Европы и стран Ближнего Востока.
В этой книге он обращается к анализу подъёма религиозных настроений в последние десятилетия XX века и в начале века нынешнего. Именно они становятся сегодня доминирующим фактором мировой политики, одним из ключевых вопросов строительства современного общества и самое главноесамой острой из существующих (наряду с проблемами окружающей среды) проблем человечества в целом и каждой страны, каждого общества в отдельности. Исламский терроризм, проблемы социальной и культурной интеграции, религиозная нетерпимость и, наконец, войны, основанные на религиозных противоречияхвсё это реальность сегодняшнего дня; и только попытавшись увидеть, понять сложнейшую ткань взаимосвязейфилософских, исторических, политических мы можем надеяться выйти из тупика, в которую зашла современная цивилизация. Ведь религия сегодня это не только знамя борьбы, не только моральный ориентирно и средство, активно используемое в интересах самых разных групп, инструмент давления, инструмент достижения целей, от религии порой слишком далёких.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. — М.: Академический Проект, 2011. — 352 с. — (Философские технологии: религиоведение)
Главной темой исследований крупнейшего культуролога, религиоведа и антрополога XX столетия Мирчи Элиаде была религия и религиозность (естественно присущая человеку), её исторические и антропологические типы. После создания 16-томной «Энциклопедии религий» и трёхтомной «История религиозных идей и верований» Мирча Элиаде задумал создать небольшой словарь, который должен был стать дайджестом этих фундаментальных трудов и в котором были бы собраны воедино их основные положения.
Не ограничивая круг своих интересов понятием «история религии», Элиаде подчёркивал, что религия «не обязательно предполагает веру в Бога, богов или духов, но означает опыт священного и, следовательно, связана с идеями существования, значения и истины», «… деятельность бессознательного подпитывает неверующего человека современных обществ, помогает ему, не приводя его, однако, к собственно религиозному видению и познанию мира… В некотором смысле даже можно утверждать, что и у тех наших современников, которые объявляют себя неверующими, религия и мифология «скрыты» в глубине подсознания. Это означает также, что возможность вновь приобщиться к религиозному опыту жизни ещё жива в недрах их «Я»… Этим завершаются размышления историков религий. Этим открывается проблематика философов, психологов, а также теологов».


Психоанализ, психология:

Лакан Ж. Семинары, Книга I: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). М.: ИТДГК «Гнозис», Издательство «Логос» 1998. — 432 с.
Жак Лаканизвестный психоаналитик, оказавший существенное влияние не только на психоанализ, но и на философию. «Семинары» Лаканабезусловно, наиболее значительная часть его наследия. Они представляет собой «транскрипцию», записи лекций, читавшихся Лаканом регулярно с 1953 по 1979 год, составляя, таким образом, 26 томов. В этой книге семинаров читатель может проследить начало формирования лакановского теоретического аппарата, связанное с «возвращением к Фрейду» и попыткой найти «правду о Фрейде».



Эльячефф Каролин. Затаённая боль. Дневник психоаналитика/ Перевод с французского  — Институт общегуманитарных исследований, 2011 — 208 с.
В этой книге Каролин Элячефф, известный французский психоаналитик и педопсихиатр, рассказывает о своём опыте психоаналитической и психотерапевтической работы с маленькими детьми, в том числемладенцами.


Кристева Юлия. Чёрное солнце: Депрессия и меланхолия / Пер. с фр. — М.: «Когито-Центр», 2010.  — 276 с. (Библиотека психоанализа)
Книга выдающегося психоаналитика, философа и лингвиста Ю.Кристевой посвящена теоретическому анализу депрессии и меланхолии. Наряду с магистральной линией психоаналитического исследования ей удаётся увязать в целостное концептуальное единство историко-философский анализ, символические, мистические и религиозные аллегории, подробный анализ живописи Гольбейна, богословско-теологические изыскания, поэзию Нерваля, мифические повествования, прозу Достоевского, особенности православного христианства, художественное творчество Дюрас.
Книга с интересом будет прочитана не только специалистами-психологами, но и всеми, кто интересуется новейшими течениями в гуманитарных исследованиях.

Семиотика:
Греймас Альгирдас Жюльен, Фонтаний Жак. Семиотика страстей. От состояния вещей к состоянию души: Пер. с фр./ Предисл. К. Зильберберга. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.  — 336 с.
Авторы предлагают подробный анализ двух фундаментальных человеческих страстейскупости и ревности и убедительно показывают, как они влияют на построение высказывания, на процесс формирования значения. Исследование состоит из трёх глав, где на основе литературных примеров (от Шекспира до Пруста) доказывается, как чувственный опыт превращается в эффект дискурса, как ощутимое присутствие Другого реализуется в речевых кодах (в виде ожидания, ностальгии и т.п.). Таким образом, страсть как дискурсивный феномен проявляется в самых неожиданных областях: в сфере общественной организации, в области физических и индивидуальных психических явлений. Последнее позволяет интерпретировать семиотику не только как науку о формировании значения, но и в более широком смысле, как одновременный анализ языкового, социального и аффективного аспектов человеческой деятельности.
Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 334 с. (Территория взгляда; вып 1)
Кристиан Метц (1931-1994) известный французский теоретик кино, фактически создавший новую дисциплину семиологию кино и успешно преподававший её в течение ряда лет в Парижской высшей школе социальных наук. Метц автор многочисленных работ, посвящённых проблемам киноязыка, таких как «Эссе о значении в кино» (том 1, 1968; том 2, 1972), «Речь и кино» (1971), «Воображаемое означающее» (1975), «Имперсональное выражение, или Пространство фильма» (1991).
Новаторская в плане методологии книга «Воображаемое означающее» (1975) представляет собой одну из первых попыток применить психоаналитический подход и лингвистические модели к исследованию кино. Исследуя природу восприятия фильма, Метц связывает кино с фетишизмом и вуаеризмом, открывает тождество «работы фильма» и «работы сновидения». Во второй части книги предпринимается попытка описания специфики киноязыка через установление аналогии между функционированием классических риторических фигур метафоры и метонимии и основных механизмов работы бессознательного сгущения и смещения.
(Информация рассчитана на детей старше 16 лет)



Комментариев нет:

Отправить комментарий