Сегодня мы завершаем обзор художественной литературы из книг, подаренных посольством Франции. У нас остались книги двух авторов. Оба они лауреаты различных премий: Паскаль Киньяр— лауреат Гонкуровской премии, Премии Французской Академии и Премии критики, Жан-Мари Гюстав Леклезио— лауреат премии Ренодо и Нобелевской премии по литературе 2008 года.
Киньяр, замечательный стилист, виртуозный мастер
слова, увлекает читателя в путешествие по Древней Греции и Риму, средневековой
Японии и Франции XVII
века.
Постепенно сквозь прихотливую мозаику текстов, героев и событий высвечивается
главная тема— тема личной свободы и
права распоряжаться собственной жизнью и смертью. Свои размышления автор
подкрепляет древними мифами, легендами, историческими фактами и фрагментами
биографий.
Паскаль Киньяр —
один из самых значительных писателей современной Франции, лауреат
Гонкуровской премии. Жанр его произведений, являющий собой удивительный синтез
романа, поэзии и философского эссе, трудноопределим, они не укладываются в
рамки привычной классификации. Но почти все эти книги посвящены литературе,
музыке или живописи различных эпох, от античности до наших дней, и Киньяр,
тончайший знаток культуры, свободно чувствует себя в любом из этих периодов.
Широкую известность ему принесли романы «Салон в Вюртемберге», «Лестницы
Шамбора» и «Все утра мира».


Киньяр П. Терраса в Риме. — М.: Издательство «МИК», 2001. — 160 с.
Немного найдётся в наше время писателей, которые,
подобно французскому романисту Паскалю Киньяру, были бы столь горячо привержены
старине, досконально знали реалии прошлого, а, главное, столь умело
воссоздавали бы дух описываемой эпохи. И уж совсем мало таких, что способны
проникнуть в духовный мир человека былых веков, более того— в сложный мир творческой личности, художника, фанатично
преданного своему искусству. Киньяр блестяще справляется с этой задачей;
доказательство тому— портрет
музыканта XVII-го
века, господина де Сент-Коломб, созданный им в замечательном романе «Все утра
мира». Нужно сказать, что ему помогает не только писательский талант: он и сам
играет на виолончели, занимается историей и теорией музыки, живописи и мог бы
многое написать в этом романе и о той и о другой (как сделал это в своём
глубоком, очень своеобразном эссе «Секс и страх»). Но Киньяр обладает ещё одним
талантом, и впрямь редкостным— талантом
сдержанности, благородной простоты стиля, драгоценной лаконичности, говорящей
куда больше, чем многословные рассуждения о красоте. Красота— по Киньяру— проста, а простота (если за нею стоят вкус и эрудиция) — красива, как просты и красивы
чёрно-белые эстампы героя романа— Моума-Гравёра,
художника XVII
века,
сотворённого писателем из XX-го.
Роман посвящён теме, доселе почти не затронутой в
современной литературе, — теме американского
военного присутствия во Франции после окончания второй мировой войны. Автор— известнейший французский писатель
Паскаль Киньяр— рассказывает о
пагубном влиянии незнакомой заокеанской цивилизации на хрупкие души мальчика и
девочки, живущих во французской провинции, вдали от больших городов. Любовь
подростков не выдерживает этого испытания.

Леклезио
Ж.-М. Г. Праздник заклятий. — М.: ИД «Флюид», 2009. — 184
с.
Французский писатель и путешественник, Жан-Мари
Гюстав Леклезио был удостоен Нобелевской премии по литературе за 2008 год как
«исследователь сущности человека за пределами господствующей цивилизации и
внутри неё». Несколько лет, проведённых среди индейцев Центральной Америки,
повлияли, по собственному признанию Леклезио, на всё его творчество и самый
способ мышления. В результате появилась книга «Праздник заклятий» — попытка найти в мистике древних
цивилизаций Мезоамерики ответы на вечные вопросы бытия и вызовы сегодняшнего
дня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий